Необходимость
трехъязычного образование в Казахстане
В Казахстане проводится уникальная
политика трехъязычия, направленная на освоение казахстанцами сразу трех языков:
казахского, русского и английского.
Язык
— это ключевое явление культуры, вероятно, главный механизм национального
единения, инструмент возникновения и воспроизводства нации как социальной
структуры. В рамках сохранения языкового
многообразия в Казахстане предполагается, прежде всего, создание условий для
обучению родному языку представителей этносов, проживающих в Казахстане. В
начале нынешнего года, выступая с Посланием к народу Казахстана, Президент
вновь напомнил, что для современного казахстанца владение тремя языками — это
обязательное условие собственного благополучия и что знание английского языка —
это необходимость. « Наша цель – избавиться от противоречия и дать
качественное, современное образование молодежи, в том числе той, которая живет
в сельской местности», — пояснил Сагадиев. Министр уточняет, что необходимо
двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание
на трех языках. Все дети должны уметь свободно общаться на трех языках,
понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям. Это задача не
одного года, но работу над этим нужно начинать уже сегодня. «В этом году будут
сделаны начальные шаги. Первое, что я хочу сказать по этому поводу: в целом,
казахский язык в средних школах будет преподаваться без изменений. При этом, мы
рассматриваем возможность увеличения часов обучения казахскому языку, но самое
главное — улучшение качества преподавания языка в русских школах»- Ерлан
Сагадиев, министр образования. В рамках реализации 79 шага Плана нации «100
конкретных шагов: современное государство для всех» Министерством проводится
работа по внедрению трехъязычного образования. Справочно: сегодня трехъязычное
обучение ведется в 117 школах, им охвачено 63 тыс. (2,3%) учащихся. В этих
школах предусматривалось углубленное изучение казахского/русского и английского
языков, а также преподавание школьных предметов естественнонаучного направления
на английском языке. Главная цель – повышение конкурентоспособности кадров и
рост экспортного потенциала образовательного сектора. Это означает, что
реализация принципа триединства языков в нашей стране будет подниматься на
качественно новый уровень. Прежде всего, надо целенаправленно готовить
квалифицированные кадры, внедрить единую систему полиязычного образования и
разработать научно-методические рекомендации по широкому внедрению полиязычного
образования в школах и вузах. Термины «полиязычие», «многоязычие» сегодня стали
наиболее часто встречаться в подходе к изучению иностранного языка. Но мы
должны придерживаться правила: «Каждый из нас говорит на своем родном языке, но
мы понимаем друг друга». Планируется с 2018-2019 учебного года, начиная с 6
класса, «История Казахстана» будет изучаться на казахском языке, «Всемирная
история» – на русском языке во всех школах страны, независимо от языка
обучения, так как знание казахского, английского и русского языков дает
молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям.
Программа
полиязычного образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной и
подразумевает, в отличие от западных аналогов, параллельное и одновременное
обучение на трех языках. Поликультурное образование в Республике Казахстан
является важной частью современного образования, способствующей приобретению
знаний о духовных и культурных ценностях, традициях других народов. Именно
образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития
поликультурной, толерантной личности, уважающей не только свою, но и культуру
других народов; этапом, когда осознанно и целенаправленно формируются
ценностные ориентиры, жизненные принципы и приоритеты молодого поколения.
Обучение языкам, связанное с ознакомлением с культурными, историческими,
социальными ценностями каждого языка должно служить средством взаимопонимания
между народами. Современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о
триединстве языков как о существенном факторе укрепления общественного
согласия. Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются
безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика как
обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов, так и предоставляет
свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих
потребностей. «Триединство языков» — изучение казахского языка как
государственного, русского — как языка межнационального общения и английского —
как языка успешной интеграции в глобальную экономику. На сегодняшний день
Казахстан идет стремительными шагами от двуязычия к трехъязычию (казахский,
русский, английский). И это также вполне естественно. И русский и английский
язык являются не только средствами общения, но оптимальными каналами получения
мировых знаний. Преподавая историю, я уже сейчас стараюсь внедрить элементы
трехъязычия, понимаю важность и сущность этой политики. «Наиболее правильным
для нас решением будет обучить казахстанскую молодежь, особенно сельских детей,
наряду с родным языком свободному владению английским. Они не только смогут
немедленно и свободно получать нужные им знания, но и им откроются двери в
самые лучшие университеты, наши и мировые»- высказал свою точку зрения министр
образования Сагадиев, что и считаю правильным. Ведь для каждого учителя не мало
важно, чтобы его ученик получил достойное образование и специальность, которая
будет востребована. В рамках обновленного содержания среднего образования
Республики Казахстан я, как учитель первого класса, в первые в истории
образования начала работу по данной программе, буду стараться выпустить своих
учеников с определенным багажом знаний, патриотами своей страны, уверенными в
себе и своих знаниях, коммуникабельными и адаптированным к социуму, где бы они
не оказались после окончания школы, такими, какими требует 21 век. Мы, учителя,
призваны обучать и воспитывать детей, формировать вкус к большой взрослой
жизни, не забирая детство. Вести в страну знаний так, чтобы у ребенка это
вызывало чувство радости и удовлетворения. По словам Л.Н. Толстого, совершенный
учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. В нашем обществе целью
воспитания является человек. Как человек неотделим от общества, так же и
общество неотделимо от человека, все взаимосвязано. Каким станет результат
воспитания сегодняшней школы, таким будет и наше будущее, от этого зависит
благополучие и мир нашей Родины.