"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ТРОИЦКОЕ  АУЫЛЫНЫҢ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ  
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ТРОИЦКОЕ  ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Психологиялық ойындар мен ойыншықтар"»

В подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, дети начинают задумываться о дальнейшем жизненном пути. Для воспитанников детского дома, где я работаю, характерно ощущение дискретности собственной жизни, поэтому для них эта тема приобретает особое звучание. Живя в условиях коллектива, коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и самостоятельной оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них слишком резко в момент выхода из детского дома.

Цель игры. Помочь воспитанникам осознать временные участки своей жизни. Создать условия для проживания своего прошлого, настоящего и будущего. Развивать способность прислушиваться к своим потребностям, определять свои цели и свой жизненный путь.
Участники игры. Воспитанники детского дома в возрасте 12–15 лет. Количество участников: 6–8 человек и ведущий.
Время проведения. 1 час 30 мин.
Материалы. Бумага, образцы стрелок, цветные карандаши, листы бумаги, разделенные пополам пунктиром, бланки, мяч.

План игры

I этап. Вводный. 10–15 мин.
Задача: создать условия для совместного и в то же время индивидуального существования в игре.

II этап. Чувство времени. 25–30 мин.
Задача: развивать представления детей о времени, о своем прошлом, настоящем и будущем.

III этап. Достижение цели. 30–35 мин.
Задача: развивать способность самостоятельно определять цели своей жизни, способность к проекции себя в будущее.

IV этап. Завершение игры. 10–15 минут.

ХОД ИГРЫ

I ЭТАП

Ведущий. Сегодня у нас проводится большая психологическая игра. Мы встретились, чтобы подружиться, определить свою жизненную линию и не затеряться в лабиринтах времени.
Сейчас я попрошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору.
Теперь встаньте и возьмитесь сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

II ЭТАП

Звучит тихая спокойная музыка.
Ведущий. Представьте себе, что вы путник на большой дороге жизни. Жизнь — это время, которое дается человеку от рождения до смерти. Закройте глаза и представьте себя на своей дороге жизни. Мысленно проследите свой жизненный путь от рождения до настоящего времени, а затем побывайте в будущем.
Если ваше путешествие закончено, молча поднимите руку и откройте глаза. Продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза.

Упражнение «Стрела жизни»

Ведущий. На листах бумаги нарисованы различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые. Предлагаю вам выбрать тот рисунок, который соответствует вашему жизненному циклу.
Можно предложить нарисовать стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.

Обсуждение
Почему вы выбрали эту форму стрелки? Где вы сейчас находитесь на этой стрелке?

Упражнение «Линия жизни»

Ведущий. Проведите линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины. Линия, заходящая на верхнюю половину, соответствует позитивным событиям жизни, с ее успехами и радостями. Линия, которая будет находиться ниже пунктира, будет отображать неудачи, горе, негативный опыт. Нарисуйте линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее, как вы представляете его себе, а также отметьте точку сегодняшнего дня.

Обсуждение
Обращается внимание, на что ориентирован ребенок, в какой части листа находится его линия жизни, много ли перепадов этой линии. Объяснить детям, что диапазон отклонений от «горизонта» — это трудности и радости, но это и богатый опыт, который нужно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко».

III ЭТАП

Упражнение «Мой жизненный путь»

Ведущий. Путник идет по дороге, которая называется «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника... О чем вы думаете, что вы чувствуете?
Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда вы хотите прийти? Что возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему вам придется научиться?

Обсуждение
Какие пути получились?
В какой части своего пути путник наиболее счастлив, переживает радость?
Что этому способствует? (Важно обратить внимание на связность прошлого и настоящего, настоящего и будущего.)
Чем отличается прошлый путь от настоящего и будущего? Что общего между ними?
Какова цель этого пути?
Как вы узнаете, что ваша цель достигнута?
Что вам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Какие условия, средства, возможности?

Упражнение «Достижение цели»

Ведущий. Вы путник (выбирается доброволец), предлагаю представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Например, путник хочет пойти в гости к другу. Что нужно сделать? Отпроситься у воспитателя, привести себя в порядок, может, купить подарок и т.д.
Ведущий на каждый шаг выбирает участника, который символизирует этот шаг. Когда путник делает шаг, то есть преодолевает первое препятствие, то этот «шаг» становится уже его помощником. И если дальше путник встретит препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать.
После выполнения упражнения путник рассказывает о своем впечатлении, своих чувствах, переживаниях, что ему помогало, что для него было сложным и как он себя чувствует в момент, когда достиг своей цели.

Ведущий. У каждого из вас есть бланк, в котором необходимо заполнить графы:
1. Что делать (цель).
2. Когда (сроки).
3. Что нужно (средства, действия).
Например, получить хорошую работу в будущем помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.

Упражнение «Мои достижения»

Ведущий. Все мы путники на своей дороге жизни. Прожив какую-то часть своей жизни, вы добились определенных достижений. Тот из вас, кто поймает мой мяч, должен рассказать, чего он достиг в жизни, что ему лучше всего удается.

IV ЭТАП

Завершение игры

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра. Я хотела бы узнать, получили ли вы опыт, который поможет вам выбрать свою жизненную линию? Сможете ли вы ставить в жизни позитивные цели, планировать свою жизнь, опираясь на положительный опыт?
Ответы детей.

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листе бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются пожеланиями в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.


Жаңартылған күні: 15.05.2019 09:25
Құрылған күні: 15.05.2019 09:25

Текст