"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ТРОИЦКОЕ  АУЫЛЫНЫҢ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ  
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ТРОИЦКОЕ  ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему: « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

10.05.2017

 В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит

задача повышения эффективности педагогического процесса. Как сделать учебный

процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с

интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители

учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением

констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания

нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались

потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он

относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая

потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию

у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения

эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за

работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание

мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из

того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что

рекомендует учитель.

Тысячекратно  цитируется  применительно  

к  школе  древняя  мудрость:  можно  

привести  коня  к  водопою,  но   заставить 

его  напиться  нельзя.   Да,  можно 

усадить  детей  за   парты,  добиться 

идеальной   дисциплины.  Но  без 

пробуждения   интереса,  без  внутренней 

мотивации   освоения  знаний  не 

произойдёт,   это  будет  лишь  видимость  

учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят  

желание  "напиться"  из   источника 

знаний?  В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она

развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования

у учащихся мотивации к получению знаний?

   Повышение уровня учебной мотивации — это процесс

длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной

деятельности у младших школьников формируется через проведение

уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований,

уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через

привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и

использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на

разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации

укрепляет желание детей овладевать знаниями.

   Формированию учебной мотивации способствует умелое

использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее

действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая

игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной

деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при

закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в

гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как

материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать

загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и

длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое

количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в

которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В  таких

 случаях  использую приём “Привлекательная цель”.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников

можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы,

привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и

формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнее число в каждом ряду”,

“Зачеркни его”,

“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,

“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют

к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому

обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения

которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют

повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и

сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.

Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса

противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и

решению.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным

термометром?

-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5

°С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла

на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика

подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру

намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует

свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого

используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов,

сочинение сказок, издание книжек.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации

у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса

к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности

изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут

способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой

темы просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам

необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам

эту тему?

   Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель,

определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в

мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов,

продвижения вперед.

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные

мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся

находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она

является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это

система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов,

которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются

противоречия.

Проектная деятельность – педагогическая технология,

ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и

приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой

инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что

создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и

трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного

произведения. Стараемся сделать так, чтоб дети учились замечать не только что,

но и как изображено. У нас есть тетради, где собраны материалы по временам

года. Эти тетради во многом помогают нам при подготовке уроков. Дети заводят

тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. В них они записывают слова,

поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Например:

“Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землёй павлиний хвост своих

лучей”. (М. Горький). Нередко в тетради появляются целые отрывки из

прочитанного произведения. Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием

несут свои “находки” в класс.

Открытия детей используем на разных уроках. В этих же тетрадях

дети записывают стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы,

которые сочинили самостоятельно. Таким образом, активизируется словарный запас

школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:

∙  подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

∙  придумать слова и словосочетания на тему;

 ∙ составить предложения с

заданным словом;

∙ составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке,

по схеме;

∙ составить рассказ по вопросам, по картинкам;

∙  нарисовать словесную картинку к

строчкам рассказа, стихотворения;

∙  озаглавить части рассказа, картинки,

стихотворения.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения

учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в

наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей,

в достижении нового результата.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при

выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать

содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в

изложении лицо, от которого идёт повествование.

Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному

произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом

рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей

работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого

следует поучиться.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить

ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном

развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память

детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют

учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это

иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение.

Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок

должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он

засушенный цветок”.

Традиционными стали мини-сочинения “Красота вокруг нас”. Герой

сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми. На уроках использую

открытки с пейзажами для мини–сочинений.

Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки,

они пытаются представить какие–то образы.

  Внеурочная деятельность является составной частью

учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени

учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во

внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном

досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

       Внеучебная деятельность для

младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить

обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно 

повышает активность и работоспособность  детей, способствует

психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному

включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

  Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь

ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности,

понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать

Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и 

развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый

учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

 

Просмотров: 796


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст