«Я
и моя семья» - классный час
Цели классного часа:
Прежде чем перейти к тренинговым упражнениям,
учителю следует напомнить ребятам правила:
Тренинг "Семья - это..."
Учащиеся по очереди называют слово, которое
ассоциируется у них с понятием "семья". Слова не должны повторяться.
Если учащийся не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь
и сказать слово в конце.
Вопросы учащимся:
Тренинг "За семейный очаг"
Не все люди создают семью. Есть сторонники семейного
очага, есть противники. Учащиеся делятся на пары и встают в два круга.
Внутренний круг - это "противники" семейного очага. Внешний круг -
его "сторонники".
Задача тех, кто во внешнем круге, - убедить партнера
в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет
нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще
болеют, совершают преступления и т. д.
Вторые (внутренний круг) - сторонники одинокого
образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз,
отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы,
чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.
Время на один диалог с партнером - 3 мин. Затем по
сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо
и оказываются перед новым партнером. Снова дается 3 мин для очередного диалога.
Учащимся следует напомнить, что нужно уважать мнение
партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но и самому успеть
высказаться. Если партнер увлекся, следует тактично остановить его и привести
свои доводы и аргументы "за" или "против" доводов
оппонента.
Вновь по сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем
круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Теперь
сторонники семейных уз становятся их противниками, и наоборот. Это вносит
оживление в работу и усиливает интерес. По сигналу педагога через 2-3 мин
диалог прекращается.
Учитель просит учащихся сесть в круг и кратко
повторить содержание наиболее убедительных диалогов, обращая внимание на факты
и аргументы свои и партнеров. Интересно эти высказывания систематизировать;
например, на классной доске слева записать аргументы сторонников семейных уз, а
справа - противников.
Вопросы учащимся:
Тренинг "Брачное объявление"
Учащиеся делятся на 5-6 групп по 4-5 чел. Им
предлагается набор картонных кружков разных цветов, разложенных на столе так,
чтобы они не могли видеть цвет выбранного ими кружка. Ребята, выбравшие
одинаковый цвет, попадают в одну группу. Каждый берет листок бумаги, ручку или
карандаш.
На первом этапе (в течение 3-х мин) каждый
индивидуально составляет примерный текст брачного объявления о себе самом, где
нужно указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние.
Желательно, чтобы большая часть объявления была посвящена раскрытию
человеческих достоинств. Но, в принципе, школьники могут писать то, что
хочется.
На втором этапе (3 мин) следует обсудить объявления
в группах, каждый зачитает свой текст, добавит что-то своими словами к тому,
что успел написать, ответит на вопросы остальных членов группы.
На третьем этапе (3 мин) ребята проводят взаимную
"психологическую консультацию", чтобы помочь улучшить текст брачного
объявления каждого члена группы.
Этот тренинг вызывает разную реакцию у подростков.
Одни сразу включаются в работу, им это интересно, у них нет никаких проблем с
принятием себя. Они понимают, что таким образом приобретают первый опыт
составления своего резюме. Другие боятся показаться смешными, отказываются
писать, начинают смеяться, шутить, скрывая внутреннюю тревогу. Нужно очень
тактично помочь этим подросткам, предложив другим членам группы принять участие
в обсуждении их объявлений. Или же такие ребята могут написать примерный текст
брачного объявления для старшего брата, сестры и пр. и также обсудить его
в микрогруппе. Через 8-9 мин по сигналу педагога или его помощника работа в
группах прекращается и организуется обсуждение.
Вопросы учащимся:
Тренинг "Как привлечь внимание"
На данном тренинге ребята отвечают на вопрос: ''Как
привлечь к себе внимание того, кто тебе симпатичен, но тебя не замечает?"
На обсуждение проблемы дается 3-4 мин. Каждая группа-за это время должна
написать 3-4 рекомендации. Педагог может давать консультации в процессе
обсуждения, но не всему классу, а только группе, которая просит помощи.
По сигналу педагога начинается обсуждение
рекомендаций со всеми учащимися. От группы выступает один представитель и
зачитывает результаты работы. Объяснения даются, если об этом просят члены
других групп или учитель.
Социальный педагог настраивает всех участников
занятия на предельную внимательность и терпение, объясняя, что умение спорить -
это, прежде всего, умение слушать. Самых нетерпеливых можно лишать слова, пока
не выступят все желающие.
После выступлений и обсуждений ребята сами подводят
итоги, отсекая все лишнее и суммируя самое ценное. А можно ограничиться
рефлексией, когда в расслабленном состоянии дети просто делятся ощущениями от
работы. Полезно добиться, чтобы они учились хвалить друг друга: за интересную
мысль, за твердость в отстаивании точки зрения и т. д. Их нужно учить и тому,
что молчание - это форма невысказанного неодобрения. Лучше промолчать, чем
задеть самолюбие или еще хуже - унизить, обидеть.
Вопросы учащимся:
Тренинг "Дом мечты"
У каждого человека, а тем более у каждой семьи,
должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут,
понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно,
куда хочется возвращаться.
Каждая микрогруппа должна "построить" дом
своей мечты. Договоритесь, из каких "кирпичей" вы построите свой дом,
какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т. д. Время на
строительство дома - 3 мин. По сигналу педагога или его помощника работу
следует закончить. От группы выступает один человек и рассказывает, каким будет
их дом. Каждый следующий выступающий должен назвать только те
"кирпичи", которые не были названы до него.
Вопрос учащимся:
Тренинг "Шкала семейных затруднений"
Объединившись в пары, ребята приступают к выполнению
следующего задания. В течение 3-х мин они должны перечислить основные
затруднения, с которыми сталкиваются супруги во время
совместной жизни. При
составлении этого перечня учащиеся должны опираться на свое представление о
семейной жизни.
На первом этапе они
работают вместе, обсуждая перечень семейных затруднений и записывая их в
столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы потом рядом с
каждым "затруднением" можно было поставить соответствующий номер.
Полученный перечень должен быть у каждого, это необходимо для следующего этапа
работы.
На втором этапе (3 мин)
каждый участник самостоятельно должен проранжировать перечень затруднений
исходя из личных представлений о степени "опасности" данного
затруднения для семейного счастья. Например, если на первом месте по степени
опасности для семьи стоят "материальные трудности", напротив этого
затруднения в перечне ставится № 1.
На третьем этапе (2
мин) школьники сравнивают свое представление с мнением партнера и если есть
расхождения, обсуждают их, пытаясь понять доводы и аргументы друг друга.
Затем начинается
коллективное обсуждение. Общая шкала семейных затруднений записывается на
классной доске. Как правило, примерный список таков:
Вопросы учащимся:
Ролевая игра
"Конфликты в семье"
В ходе ролевой игры
участники пытаются разрешить некоторые семейные проблемы при помощи
распределения ролей специально придуманных действующих лиц. Эта игра породит
больше вопросов, чем ответов. Это хорошо! Она полезна не своими результатами, а
самим процессом участия в ней. Важнее всего увидеть подвижки в развитии
личности ребенка. Дети должны уяснить: от того, как разрешаются конфликты,
зависит микроклимат в семье, и многое при этом в их власти.
Работа опять проходит в уже сформированных микрогруппах.
Ученики выбирают конфликтную ситуацию, можно из тех, что написаны на доске,
можно любую другую, распределяют роли между всеми членами группы, обсуждают
действия участников конфликта, а потом пытаются предложить новые варианты
действий, которые должны способствовать примирению, укреплению семьи (5 мин).
Задача педагога и его помощников -
проследить, чтобы группы выбрали разные темы конфликтных ситуаций, помочь
распределить роли в группе, учитывая желание самих ребят, подсказать, что нужно
сначала проиграть ситуацию обострения конфликта, традиционного его развития в
наших семьях, потом предложить новые нестандартные варианты действий, какие-то
реплики, если дети испытывают затруднения. Но надо стараться ничего им не
навязывать, а поощрять их инициативу и находки. Например, если группа выбрала
конфликт в семье по поводу разных подходов к воспитанию, можно предложить детям
выработать на семейном совете свод основных правил семейного воспитания,
которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, а также тети и
дяди, принимающие участие в воспитании ребенка. Если выбран конфликт, когда
семья недружная и каждый сам по себе, можно предложить организовать
конференцию, на которой выбрать любимые занятия, предложить варианты занятий в
свободное время для всей семьи. Такие темы, как поздние прогулки сына, пропуски
школьных занятий, безделье ребенка, просиживание у компьютера, обманы - не
вызывают трудностей у ребят, и, как правило, они находят довольно нестандартные
варианты разрешения этих конфликтов. Такой тренинг можно проводить вместе с
родителями и детьми, это сближает их, взрослые начинают проявлять интерес к
работе социально-психологической службы школы, более активно посещают
Родительский лекторий, который работает в школе.
Наконец, когда все участники готовы, они начинают
разыгрывать ситуацию, каждый исполняет свою роль в меру собственного понимания
и артистизма. Задача остальных - внимательно следить за развитием конфликта и
поисками выхода из него.
Вопросы учащимся: