Сценарий
классного часа «Как прекрасен этот мир…»
Цели урока:
−
Профлактика
подросткового суицида
−
Формирование
жизнеустойчивых позиций у подростков
Задачи:
−
Активизировать
подростков к продуктивному мышлению, анализу.
−
Развивать
коммуникативные умения учащихся
Форма классного
часа: беседа-размышление
с элементами тренинга
Предварительная
подготовка:
1.
Подбор
музыкального сопровождения классного часа
2.
Поиск
афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
3.
Ребятам
предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»
Оборудование: презентация,
ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и
среднего размера, песок, стакан
Ход классного
часа
I.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
II.
Определение темы
и целей:
Учитель: Ребята, я
приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему
классного часа, я предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова
песни. Внимание на экран.
Ролик «О как
прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого
Учитель: Как вы думаете,
о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о
том, что прекрасно жить).
Учитель: Правильно, мы
сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!
И тема классного
часа называется «Как прекрасен этот мир…»
III.
Вступительное слово
Учитель:Наш разговор я
бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни,
жизнь есть дар,
Великий
дар,
И
тот,
Кто
ее не ценит,
Этого
дара не заслуживает.
Учитель: Каждому из нас
природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был
счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей –
сильных, красивых, разумных. Предлагаю прослушать песню в исполнении Самоцветов
«Все, что в жизни есть у меня…»
Прослушивание
песни Самоцветов «Все, что в жизни есть у меня…»
Учитель: Да, мир
непрост, совсем непрост. Согласны ли вы со мной? (ответы учащихся).
Каждый человек
рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и
низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте
назовем факторы риска, когда людям не хочется жить.(ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка
денег, вина, страх, стыд и т.д.)
Хорошо. А теперь
давайте представим разные случаи, когда у Вас может быть было на душе плохо, а
может быть обидно, горько.
Пути решения
проблем при трудных жизненных ситуациях.
Рассматриваемые
ситуации:
1) Алкоголизм родителей
2) Финансовые трудности
3) Необоснованные обвинения
4) Неразделенная любовь
5) Насилие со стороны взрослых
6) Отношение со сверстиниками
Пути решения:
1) Работа «Телефонов доверия»
2) Помощь профессиональных психологов, социологов
3) Поддержка друга
4) Помощь со стороны близких родственников
5) Помощь со стороны классного руководителя
Учитель:На нелегком пути
взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на
протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не
застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз
трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка –
поправима. Потому что решение есть у
любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают
много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться
от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда
человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то
единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.
Ведь МИР ОКРАШЕН
НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО
БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
IV.
Притча
«Соломоново кольцо»
Учитель:Сегодня мы
попытаемся вместе выработать принципы, которые будут нам помогать в трудных
ситуациях.
Для
этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.
Прослушивание
притчи «Соломоново кольцо»
Учитель: Как вы можете
объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и это…» (ответы учащихся)
Учитель: Давайте
попытаемся обобщить нашу мысль.
Любое событие в
этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что
перестанет нас тяготить. Надо
просто терпеливо дождаться. Впереди еще столько всего интересного!Столько
радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!
V.
Смысл жизни
Учитель: Часто мы слышим
о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и
человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается
смысл жизни?
Учитель берет стакан и
наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце
спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель
высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие
камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает
у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку,
наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает
полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель
спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно,
он полон.
Учитель:
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни —
это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети —
всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в
случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые
лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон,
компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи
(повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места,
где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни,
если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших
вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших
друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего
остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все
остальное - это только песок.
VI.
Притча «Все в
твоих руках»
Учитель: Давайте
посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»
Просмотр притчи
«Все в твоих руках»
Учитель: Какую мысль мы
можем извлечь из этого рассказа? (ответы
учащихся)
VII.
Обсуждение
выражения
Учитель: Ребята, а как
вы понимаете это выражение «Смерть не
имеет к нам отношения: пока мы живы, ее нет, когда есть она, то нет нас» (Эпикур) (обсуждение)
VIII.
Упражнение капля
Учитель:Не столь страшен
конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы
в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто
мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по нескольку раз.
Я вам предлагаю выполнить
одну интересное упражнение. А называется она «Капля».
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать
учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации
можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход
упражнения:
учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле
гуаши или туши.
Условие: каждый может
делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось
какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем
состоянии.
Анализ: если из
маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Учитель: Ребята, как вы
думаете, что нужно делать дляснятие нервно - психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)
•
спортивные занятия
•
контрастный душ (баня)
•
стирка белья
•
скомкать газету и выбросить
•
мытье посуды
•
погулять на свежем воздухе
•
послушать музыку
•
посчитать зубы языком с внутренней стороны
•
вдохнуть глубоко до 10 раз
•
постараться переключиться на другую деятельность.
Учитель: Но если вы
видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга,
постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь
деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую
сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
IX.
Рефлексия
Учитель:Воспринимайте свою жизнь как
единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на
жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои
достоинства! Радуйтесь своим успехам!
Любите свою
ЖИЗНЬ!
Давайте
подытожим. Что для вас смысл жизни? У вас на парте есть листочки с разными
надписями. Главное, задумайтесь над этим вопросом, выберите правильный выбор и
закрепите его на наших лучах СОЛНЫШКИ.
(работа в парах)
X.
Итог классного
часа
Эпиграф урока.
(Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»
Помни, жизнь
есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не
заслуживает.
Леонардо Да
Винчи
Учитель: Любите жизнь!
Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню,
первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и
невежеству.
Помните, что один
неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.
Будьте счастливы!