Психологический тренинг при подготовке
к ЕНТ
Цель:
·
Снижение уровня напряженности.
·
Снижение уровня тревожности.
·
Повышение уровня уверенности в себе, силы воли.
На доске
оформлены высказывания:
— «Стресс —
это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это
воспринимаете». (Г. Селье)
— «Когда человек
в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или
иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем
самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии
искать находить правильный выход». (Д. Карнеги).
Чтобы начать наш
тренинг, я хочу ознакомить вас с правилами поведения в группе,
которые распространяются как на участников группы, так
и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать
за принятие данного правила.
Правило «здесь
и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие
в группе в данный момент. Таким образом, приучают участников
сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них
в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас»,
показывает, как он ведет себя.
Правило искренности
и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы
не лгали и не лицемерили. Признак сильной и здоровой
личности — это определенная открытость окружающим своих чувств
по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного
взаимодействия. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным
и иметь право раскрыться в той или иной мере, в какой
он считает нужным.
Правило «Я». В группе
запрещается использовать рассуждения типа: " У всех такое мнение…»,
«Мы так считаем…». Все высказывания должны строиться с использованием
«я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя
и принимать себя таким, каков он есть
Правило активности. В группе
не должно быть пассивных наблюдателей. Если участники группы отказываются
принимать участие в обработке навыков и форм поведения, но стоит
уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия
на тренинге.
Правило
конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно
оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое
является условием создания атмосферы психологической безопасности
и самораскрытия.
На обсуждение
правил отводится 5 минут. Когда правила приняты ведущий произносит слово
«обещаю», участники группы тоже.
1. Акцентирование внимания на чувствах,
переживаниях с помощью постановки вопроса: «Что я сейчас чувствую?»
Психолог: Сейчас нарисуйте,
пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое
вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя
неуверенно. Сверху напишите название этого чувства (5 минут).
Психолог: А теперь,
нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь
с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке,
с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также
напишите название этого чувства. (5 минут).
Психолог: Когда
вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано
и написано чувство, мешающее вам в общении, и к написанному
слову сзади листа напишите по 5–10 прилагательных, поясняющих его.
То же самым проделайте со вторым листом, на котором нарисовано
и написано приятное вам чувство.
2. Упражнение на физическое и эмоциональное
раскрепощение.
«Найди пару». Участники,
разбившись по парам, молча, рассматривают и запоминают друг друга.
Затем расходятся и с закрытыми глазами, передвигаясь по комнате
совершенно потеряв связь с партнером.
Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники
дотрагиваются друг до друга стараясь отыскать партнера. Когда считают, что
нашли, открывают глаза и проверяют это.
Упражнение
«Я люблю… Я могу… Я хочу…»
Цель: положительный
настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: Передавая
по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…»,
и наконец, «Я могу…».
Анализ: «Трудно ли было
говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили
о себе?»
3. Упражнение на развитие стойкости,
сосредоточенности, приобретения опыта в повышении эмоционального
состояния.
«Тренировка
эмоциональной устойчивости». Участники разбиваются по парам и садятся
лицом к друг другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три
этапа:
Психолог: «Настройтесь
на тишину и покой в вашей душе и вашем теле». После того,
как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась задание
усложняется: Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми
глазами. При этом вы смотрите в глаза своего партнера
и стараетесь сохранить свое спокойствие.После этих подготовительных
упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль
тренера. Задача тренера — рассмешить или как-то еще поколебать
эмоциональное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы
тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия.
Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю.
Игра «Шарик». Сесть
на стул. Ведущий показывает и объясняет: «Представим, что
мы надуваем воздушный шарик. Положите руку на живот так, будто это
воздушный шар. Мышцы живота напрягаются, Плечи не поднимаются. Выдохнули
воздух — будто шар лопнул. Живот расслабился. Слушайте
и делайте, как я».
Вот так шарик надуваем и рукою
проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко и просто.
4. Упражнение на развитие, уверенности, формирование
внутреннего стержня, спокойствия.
Упражнение
«Представление о достигнутом успехе»
Цель: Развитие
уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время: 5 минут
Психологическая
сущность упражнения: так как успех вселяет чувство собственного достоинства,
то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам
чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого
успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности,
больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад
в чувство большей уверенности.
Задание: Решите какой успех
наиболее важен для Вас — добиться успехов в учебе, в сдаче ЕНТ.
Расслабьтесь, закройте
глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой
успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое
он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу мощь, абсолютную
уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как
другие подходят к вам и звонят, чтобы искренне поздравить Вас.
Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы
от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек.
И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что
вы захотите.
Рисунок «Символ
уверенности»
Цель: закрепление ощущения
уверенности.
Инструкция: «Нарисуйте символ
(образ) уверенности».
После окончания работы
необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать
о них.
Анализ: «Что было легко,
а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети
сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ
в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Упражнение «Рефлексия»
Время: 5 минут
Выскажите, пожалуйста,
ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей
работой в группе и свои пожелания.