Тема: Устаревшие слова.
Цель урока: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться
отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.
Задачи: познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются
в современном русском языке; правильно объяснять значение этих слов и
употреблять их; пользоваться толковым словарем.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к
новому учебному материалу, готовность открыто выражать свою позицию на
уроке, адекватная самооценка, развитие устной речи, расширение
кругозора.
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему и цели урока;
- умение составлять алгоритм и последовательность действий;
- контроль своей деятельности способом сравнения с образцом;
- умение видеть ошибку;
- умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
- умение строить устные высказывания;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний и построение модели;
- выбор основания и критерия для сравнения;
- классификация объектов;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать учителя, ученика;
- вступать в диалог;
- сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
- адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и
объяснять их значение.
Тип урока – урок изучения и первичное закрепление новых
знаний.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, работа в парах,
учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 6 класс; презентация.
Оборудование: сигнальные карточки, тесты, раздаточный материал,
экран, компьютер, учебник, тетрадь, предметы старины.
Ход урока
I.Организационный момент (Создание эмоционального
настроя).
Учитель.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
За партами ребята – значит всё в порядке.
Отправимся за знаниями в путь отважно.
Сегодня ведь у нас урок уж очень важный.
Приветствие. Открыть тетради, записать число, классную
работу.
II. Повторение изученного ранее.
Учитель. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком
разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? ( Лексика.) Как вы
усвоили изученное на предыдущих уроках мы сейчас узнаем с помощью сигнальных
карточек. (Учитель дает лексическое значение слова и задаёт вопрос: верно ли
высказывание? Если ученик соглашается, он показывает «зелёную» карточку, если
нет – «красную»).
1. Орфография, фонетика, лексика, морфология, синтаксис,
пунктуация -это разделы науки о языке. (Да)
2. Лексика изучает постановку знаков препинания в
предложении. (Слово и его лексическое значение)
3. Лексическое значение слова - это то, что слово
обозначает. (Да)
4. Лексические значения слов разъясняются в
орфографических словарях. (В толковых)
5. Авторами толковых словарей являются Даль, Ожегов. (Да)
6. Слова в толковых словарях располагаются в беспорядке.
(В алфавитном порядке)
7. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той
или иной местности. (Да)
8. Слова, ограниченные в своём употреблении определённой
социальной или возрастной средой, называются профессионализмами.
(Жаргонизмами)
III. Объяснение новой темы.
1. Ввод в новую тему. Учитель. Молодцы! А как вы думаете, все
ли группы слов из раздела Лексика вы знаете? Давайте проверим. Я хочу прочитать
вам стихотворение.
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,
Как некогда в иные времена…
В. Перкин. «Старинные слова».
- О каких словах идёт речь в этом стихотворении? (Речь идёт о старых словах,
которые забываются и уходят из языка)
- Скажите, как называются слова, которые устарели и
сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Устаревшие слова)
(слайд 4) Записать тему на доске и в тетрадях.
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте опорные
фразы
1) Познакомиться с понятием…
2) Учиться отличать…
- Цель нашего урока: познакомиться с понятием устаревшие
слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.
- А как, по-вашему, могут слова уходить из языка и
почему? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами прочитаем материал учебника.
- Откроем учебник на стр.38. Знакомиться с новым
материалом мы будем с помощью приёма «Пометы на полях».
2. Стадия осмысления. Чтение материала учебника.
Выполнение пометок на полях. Работа индивидуальна.
- V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- - знаком «минус» помечается то, что для них является
новым;
- + знаком «плюс» помечается то, что является для них
интересным;
- ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно,
возникло желание узнать больше.
- Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.
- Дети самостоятельно делают выводы.
- Выводы:
- Устаревшие слова – это слова, вышедшие из
активного повседневного употребления.
- Их два вида: архаизмы и историзмы.
- Историзмы: ушли предметы, явления – ушли слова.
- Архаизмы: слова заменились современными
синонимами. (Примеры)
- Встречаются в художественных произведениях.
- В словарях с пометой устар.
IV. Закрепление материала.
1. Выставка детских работ. Учитель. Дома ребята работали над
мини-проектами.Они создавали толковые словарики в форме старинных русских
предметов, вышедших из активного повседневного употребления: лапти,
косоворотка, чугун, щит. Наибольшее количество слов в словариках
Конюхова Димы и Погребовской Вики. Вика выступит с защитой своего мини-проекта.
Сообщение В.Погребовской. (Я сделала толковый словарик
устаревших слов из сказок А.С.Пушкина. Читая сказки, мы часто встречаемся со
словами, значение которых нам непонятно. Например: перст, удел, око. Мы не
пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Я решила
перечитать сказки А.С.Пушкина, найти в них устаревшие слова и составить
словарь. За помощью я обратилась к учебнику русского языка, словарям, в
Интернет. Как архаизмы, так и историзмы помогают нам лучше представить то
время, о котором хотел рассказать автор. Неверное истолкование слов может
привести к непониманию текста, к его искажению. Я представлю лишь
некоторые из слов, остальные вы можете увидеть в словаре. Все устаревшие слова
я разделила на группы: люди, дом, одежда и прочее, дала им определения с
помощью толкового словаря. Некоторые проиллюстрировала, чтобы лучше
представить. Поняв значения устаревших слов, мы лучше сможем представить время,
в которое писал А.С.Пушкин. Устаревшие слова действительно помогают приоткрыть
дверь в прошлое.)
2. Учитель. А сейчас небольшое задание из волшебного сундучка.
Я читаю цитату из сказки А.С.Пушкина, вы устаревшие слова записываете в два
столбика: 1-й столбик – историзмы; 2-й столбик – архаизмы.
1. Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я...» ( бает-говорит) «Сказка о царе Салтане…»
2. Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
(терем, душегрейка) «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами… (царица, перстами) «Сказка о мёртвой царевне…»
4. Воеводы не дремали,
Но никак не успевали… (воеводы) «Сказка о золотом петушке»
5. Вот открыл царевич очи;…
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…(царевич, очи) «Сказка о царе Салтане…»
6. Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (старче) «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Взаимопроверка. (Взаимопроверка без оценок, т.к. тема новая.)
историзмы |
архаизмы |
терем |
бает (говорит) |
душегрейка |
персты (пальцы) |
царица |
очи (глаза) |
воеводы |
|
царевич |
|
- Поднимите руки, у кого не было в работе ошибок.
- Ребята, скажите, можно ли представить сказки Пушкина
без устаревших слов?
Ученик: Произведения А.С. Пушкина нельзя представить без
устаревших слов, потому что они помогают автору показать, как жили люди в
далёком прошлом, как они одевались, как говорили.
4. А ещё сундучок приготовил вам задание. Работа с
раздаточным материалом. Карточки с заданием: вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Подчеркнуть устаревшие слова.
В..р..тился ст..рик ко ст..рухе.
Что ж он вид..т? Высокий терем.
На крыльце ст..ит его
ст..руха
В д..р..гой с..больей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з..л..тые перстни,
На н..гах красные сапо..ки.
Перед нею усердные слуги;
Она б..ёт их за чупрун таска..т.
5. Работа с неполногласием в словах.
Объяснить схему
ла-------оло |
глава – голова |
ра-------оро |
вран – ворон |
Неполногласие служит признаком архаизмов.
Замените архаизмы синонимами с полногласием из
текста с карточки: врата, злато, драгоценный.
6. Физминутка. Учитель. А теперь отдохнём. Выясним, кто
самый внимательный. Встаньте прямо. Расправьте рамена. Поднимите десницу
и шуйцу.
Пощелкайте перстами. Улыбнитесь устами. Наклоните выю
вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты. Ударьте дланью о долонь. Поднимите
очи вверх, вправо, влево, вниз.
7. Что делать в том случае, если мы не знаем значения устаревшего слова или
сомневаемся? Где мы можем найти информацию об этих словах?
- спросить у взрослых
- найти информацию в словаре
- из контекста
- в Интернете
- Всегда ли информация, которую вы получили от другого
человека, бывает достоверная? (Нет. Только человек, компетентный в том или ином
вопросе, может дать верную информацию.)
- В каких источниках содержится точная информация? (В
справочниках, энциклопедиях, словарях)
- Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль
Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»
8. Сообщение ученика о словаре В.И. Даля. (Чтобы узнать лексическое значение
слова и условия его правильного употребления, нужно обращаться к толковому
словарю. Особое место в русской лексикографии занимает «Толковый словарь живого
великорусского языка», составленный В. И. Далем. В словаре около 200000 слов:
80000 собрано самим Далем, а 120000 выбрано им из других словарей. Даль
использовал около 30000 пословиц, поговорок и загадок русского народа. Самым
популярным толковым словарём в России был и остаётся однотомный «Словарь
русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.) Вот такие словари у нас
есть. В случае затруднения обращайтесь к ним.
9. Путешествие в уголок старинной избы.
10. Тест. Устаревшие слова.
1. Устаревшие названия предметов и явлений, у которых
есть другие, современные названия, называются:
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г) заимствованные
2. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с
исчезновением тех предметов и явлений, которые они обозначали, называются
а) неологизмы
б) архаизмы
в) омонимы
г)
историзмы
3. Какое из устаревших слов является историзмом?
а) чело
б) ветрило
в) очи
г) армяк
4. Какое из устаревших слов является историзмом?
а) чело
б) длань
в) барщина
г) ланиты
5. Какое из устаревших слов является архаизмом?
а) крепостник
б) перст
в) кольчуга
г) конка
6. Какое из устаревших слов является архаизмом?
а) оброк
б) боярин
в) дщерь
г)
воевода
7. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к
устаревшим.
Любовь и дружество до вас дойдут сквозь
мрачные затворы...… (А.Пушкин)
а) устарела одна из морфем слова;
б) устарело значение слова;
в) устарело все слово.
8. Что такое десница?
а) посланник;
б) правая рука;
в) рулевой;
г) вестник.
9. Укажите строку, в которой все слова являются
устаревшими.
а) редут, холоп, династия, пищаль
б) боярин, фимиам, вратарь, пансион
в) армяк, шуйца, рыбарь, выя
г)
стрелец, сибирка, целовальник, спутник
V. Подведение итогов.
- Какие цели мы ставили в начале урока, и удалось ли их
достигнуть?
- Где мы можем применить наши знания?
VI. Домашнее задание – разноуровневые карточки.
Учитель. Устаревшие слова – это сокровища нашего языка. Они хранят историю земли
русской. А.С. Пушкин писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет
будущего». Прощаясь с вами сегодня, я говорю «Вельми радовали днесь мя
отроки, понеже зело ведаю и зрю усердие ваше. Благодарствуйте». (Весьма
порадовали сегодня меня дети, поскольку очень вижу старание ваше. Благодарю)
Разноуровневые карточки для домашнего задания
1-й вариант.
Задание 1. Восстановите соответствие. Можно: молвить
перстами, сверкать устами, перебирать очами.
Задание 3. Найди лишнее слово. Боярин, крестьянин,
колчан, царь.
Задание 3. Найди лишнее слово. Ланиты, чело, онучи,
маковка.
Задание 3. Найди лишнее слово. Шлем, кика, щит, кольчуга.
2-й вариант.
Задание: распределите устаревшие слова по тематическим
группам, пользуясь толковым словарём.
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа,
ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, корчага, ушат, повойник.
3-й вариант.
Выпишите в два столбика «историзмы» и «архаизмы»:
треуголка, веретено, крепостной, дворянин, царица, кафтан, рыбарь, чело,
кольчуга, длань.