Дидактические
игры
Тема:
«Животные»
ПОТЕРЯЛИСЬ
Цель:
Соотносить название животного с названием
детеныша.
Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и
цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Ход игры: Расставим
по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.
Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из
домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький
утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми
утенка. Поищи утку.
- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто
мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля,
курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей
найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их,
произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают
на машине в гости к другим детям.
ЧЕЙ ГОЛОС?
Цель: Различать
взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия
взрослого животного и его детеныша.
Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок,
корова и теленок.
Ход игры: В гости к
детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать,
чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько?
(Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и
квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть
с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее
(«Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
ДОМИКИ
Цель:
Употреблять названия детенышей животных.
Материал: Поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и
др.— по количеству детей, строительный материал.
Ход игры: Вносим в
комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей
домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и
правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».
В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало
и попросить малыша повторить название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных
домики, играют.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: Называть
детенышей животных.
Материал: Игрушки: бельчонок и котенок.
Ход игры: Подражаем
мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с
ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем
маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные
хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно,
бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно
попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О
чем?
После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).
ДРУЖНЫЕ
РЕБЯТА
Цель: Соотносить
названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи
названия детенышей животных.
Материал: Белка и лиса.
Ход игры: Объясним
детям содержание игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь
постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот
ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и
лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на
лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто
скорее соберется.
Игра повторяется 3—4 раза.
Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями
взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например,
взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с
цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют
водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к
маме-курице.
Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться
варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят?
Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не
стало?.. », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.
КУРОЧКА
РЯБУШЕЧКА
Цель:
Упражняться в произнесении звукоподражания.
Ход игры: Из детей
выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего
начинается диалог:
— Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята
убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка,
курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из
игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
ЧЕЙ ГОЛОС?
Цель:
Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
Ход игры: В гости к
детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а
дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок?
(Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?
— Гав, гав, гав! Кто
это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает?
(Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос?
(Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает
курочка? (Кудахчет.)
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)
ГУСИ
Цель:
Использовать в речи однокоренные слова.
Материал: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Ход игры: Взрослый
рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый,
горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один
гу...сенок, много — гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же,
кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите,
как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают,
переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».
ИДУТ
ЖИВОТНЫЕ
Цель: Развивать
речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на
четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят
звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
- Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза
немного потише).
- Идут поросята, они топают еще тише…
- Идут ежики, они топают очень тихо…
- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по
своему выбору, и игра повторяется