Тема: Значение игры в жизни ребенка
Игра
– это подлинно «путь детей к
познанию
мира, в котором они живут
и
который призваны изменить»
М.
Горький
Огромная роль
в развитии и воспитании ребенка принадлежит
игре – важнейшему виду деятельности в
дошкольном возрасте. Относительно организации и
участия в игровом процессе, родители
занимают разные позиции. Некоторые родители
не принимают участия в играх детей,
тем самым предоставляя им полный выбор
действий в игровой деятельности. Или же
считают, что их функция в организации
игры заключается в обеспечении большого
количества игрушек. Другие родители, напротив,
уделяют чрезмерное внимание играм своего
ребёнка и время от времени сами
принимают в них участие. Но в
настоящее время всё больше родителей в
погоне за развитием и вовсе запрещают
своему ребёнку играть в угоду различным
кружкам, школам и прочему, считая, что
таким образом они развивают ребёнка. Но
на самом деле всё оказывается наоборот
– развитие не только замедляется, но
и многое теряет из-за отсутствия игры.
О том, чего на самом деле лишают
родители своих детей, поступая подобным
образом, в этой статье и пойдёт речь. Ребёнок растёт, развивается,
и вместе с ним меняется и расширяется
осознаваемый им предметный мир. Со
временемэтот мир составляют предметы не
только из непосредственного окружения ребёнка,
с которыми он может действовать, но и
предметы, которые являются для ребёнка
физически недоступными. Данное противоречие может
разрешиться только в игровой деятельности. «Только в игровом действии
требуемые операции могут быть заменены
другими операциями, а его предметные
условия могут быть заменены другими
предметными условиями, причем содержание самого
действия сохраняется. Таким образом, овладение
ребенком более широким, непосредственно
недоступным ему кругом действительности может
совершаться только в игре .» Также игра является ведущей деятельностью
в дошкольном возрасте, с развитием которой
происходят основные изменения в психике
ребенка и внутри которой развиваются психические
процессы, подготовляющие переход ребенка к
новой ступени его развития, а именно,
происходят важнейшие изменения познания, чувств,
воли, характера и всей личности ребёнка.
Также на этом возрастном этапе, благодаря
ведущей деятельности, зарождаются и развиваются
важнейшие новообразования: память, воображение,
произвольное поведение и его осознание,
личное самосознание и т.д.Существует огромное
количество различных игр: ролевые, подвижные,
дидактические, конструкторские, игры с правилами
и т. д. При этом каждая игра, в
зависимости от своего содержания, по-своему
оказывает особое благоприятное воздействие на
развитие психических процессов ребёнка, усвоение
знаний, умений и, в целом, на
формирование личности .Так, ролевая
игра представляет собой деятельность, в
рамках которой дети берут на себя
роли и функции взрослых и в обобщённой
форме воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними. Для такой игры
характерно использование разнообразных игровых
предметов, заменяющих действительные предметы
деятельности. Например, обычная палочка может
выполнять функции лошади или половника, а
листья могут быть как звёздами, так и
деньгами. В таком виде игры дети получают
богатый опыт социального взаимодействия,
осваивают не только действия с предметами,
но и отношения между людьми, выполнение
правил, вытекающих из взятой на себя
роли, что способствует формированию дисциплины
и воли. Здесь ребёнок имеет возможность
проявить себя и свою фантазию, знания
и умения . Самыми распространенными
традиционными ролевыми играми являются:
дочки-матери, магазин, аптека, школа, зоопарк
и другие.
Важное место
в жизни детей занимают игры с
правилами. Их изучению были посвящены
работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.И.
Фрадкиной . Отличительной чертой
этих игр является правило или задача,
которые устанавливаются взрослым или передаются
по традиции. Такая игра развивает не
только умственные и физические способности,
но и выдержку, волю и самоконтроль ребёнка
. К группе игр с правилами
относят подвижные и дидактические игры. Подвижные игры способствует повышению
работоспособности детского организма, двигательной
активности, ловкости движений и совершенствованию
опорно-двигательного аппарата . Примерами
таких игр могут служить «Жмурки»,
«Кошки-мышки», «Догонялки», «Лошадки» и другие.
Дидактические
игры представлены умственными задачами,
составленными взрослыми в занимательной игровой
форме. Они направлены на формирование
познавательной активности ребёнка, закрепление
знаний . Самые известные дидактические
игры: «Что изменилось?», «Пирамидка»,
«Холодно-горячо» и т.д. Конструкторская
игра более похожа на трудовую деятельность.
В ходе такой игры ребёнок конструирует,
создаёт или строит что-то новое. В
таких играх дети познают физические
свойства предметов, учатся пользоваться многими
инструментами, планировать свои действия. В игровом
процессе происходит совершенствование движений,
умственных операций, внимания и воображения.Тот или иной вид игры
оказывает положительное влияние на развитие
ребёнка, но а так же соответствует
определенному возрастному периоду. Условно
дошкольный возраст делится на три периода: младший
дошкольный возраст (3- 4 года), средний дошкольный
возраст (4-5 лет)
и старший дошкольный возраст (5–6 лет)
.Б. Элькониным было произведено
исследование, которое показывает, что в
каждом периоде преобладает определенный вид
игры .