"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЗЕРЕНДІ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ ТРОИЦКОЕ  АУЫЛЫНЫҢ НЕГІЗГІ ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ  
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ТРОИЦКОЕ  ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗЕРЕНДИНСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на МО классных руководителей "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"

20.10.2017

 «Правильное воспитание – это наша счастливая

старость;

плохое

воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это

наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С.

Макаренко

В

нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том , что ребёнка

должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и

непосредственной обязанностью.

Причём

в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если

результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с

такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все

неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой

подход к деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привёл к

тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к

собственным детям.

Школа

всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом

очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть проблем воспитания,

которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не

всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может

спровоцировать при этом новые проблемы.

По

своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье

всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа

выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У

школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом,

она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширять его

кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и

проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку

взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация

воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.

Традиционно

главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного

рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он

сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что

в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по

длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не

может сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится

моделью его будущей семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.

Это

была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального

достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник.

В

середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили

подарки. И вот наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья

девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом

Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок,

доставал из него подарки и раздавал детям.

Гасли

огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового

праздника.

С

тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и

других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои

взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья

детства, и родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную

семейную традицию.

И

совсем, противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые,

радостные.

В

детском саду девчушка, играя в дочки- матери, объясняет папе его роль:

-

Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

-Но

я не хочу пить водку!- протестует тот.

-Надо.

Все папы так делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка

К

сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам впрочем,

тоже. И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.

Как

мы видим из этих примеров, Семья может выступать в качестве как положительного,

так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность

ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей- матери, отца,

бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так

и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может

потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать

семья.

Именно

в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и

учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях

свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось

конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с

практикой. Тоже приведу такой пример.

Обычная

семья. Родители вроде бы учат ребенка хорошим манерам, занимаются воспитанием, прививают

положительные качества ребенку, но происходит это от случая к случаю. Однажды

папу, маму и их ребенка Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится

дом. Папа наставлял Саньку: Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И,

пожалуйста, рот не раскрывай. Спросят - ответь, но в рассуждения не пускайся.

Ясно?

И

надо сказать, держался он молодцом. Пока не сели за стол.

Саньку

ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у него хватило соображения

не спешить, а подражать взрослым. Напряжение было велико. И тут хозяйка

обратилась к Саньке с пустяковым вопросом. Санька начала отвечать и немного

расслабился. И вот произнеся монолог, он небрежно взял рукой кусок мяса с

тарелки, и основательно насадила его на вилку. Мама от стыда, уронила свою вилку

на тарелку, папа закашлялся. А где собственно Санька мог учиться хорошим

манерам? Мама после этого случая, решила налаживать светское воспитание сына по

субботам и воскресеньям.

К

обеду на стол кладутся салфетки, ножи и вилки, извлекаются красивые тарелки из

сервиза и начинается обед:

-Спину

держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не чавкай. Прожуй - потом говори.

И

вечерами когда семейство в сборе, ужин - с ножами и вилками.

И

вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается какой-нибудь ужин на

скорую руку, и никто не спешит доставать ножи и салфетки.

-Папа,

давай сегодня без церемоний, а?

Ладно,

- машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать.

если очень вкусно?

-Все

равно постарайся.

Жизнь

в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, родителями и

детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой

отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией

между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным.

Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает

в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством,

политикой и т.д.

При

нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой

своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего

не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако

не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из

согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры,

конфликты, и т.д.

Как

много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и

самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их

участники и окружающие умением сочувствовать, прощать и любить. Любить тоже

надо уметь, и это умение не дается матерью- природой.

Именно

поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка

уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких

условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая

естественная и самая необходимая из всех

обязанностей

родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Главное требование к семейному воспитанию- это требование любви. Но здесь,

важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться

любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его

воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен,

что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности,

столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в

отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда

после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем

вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов

и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме,

рассказать ей что-нибудь, а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова

отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко

мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.. Ребенок

начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли

захочется ему подойти и рассказать что то маме, отцу.

Требование

семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком.

Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить даже с младенцем.

Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что

происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым

пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании,

эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог,

который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь

этого трудно.

Первым

и главным чувством родителей по отношению к своему ребёнку должна быть глубокая

вера в своего ребёнка и доверие, не показное и фальшивое, а искреннее и

настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы

в подростковом возрасте.

К

большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что

от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток – слишком велик

соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов,

слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и

школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим

одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы

является серьёзное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления

ребёнка. Задачи школы – сделать семью помощником и другом как для самого

ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит

свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям

причин отклонений от нормы и создание возможных условий для конкретного

изменения самой сложной житейской ситуации.

«Воспитать

ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное

воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как

многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому

отцу и каждой матери».

В

некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в целях воспитания: просто

живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что всё само собой

получиться. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. Конечно,

в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом

удивляются, почему у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо

сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Проблема

целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой

также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы

в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье.

Воспитание

детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно

продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а

школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении

ребёнка.

Перед

школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит

большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук,

образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться.

Возможно

ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного

воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся должно

сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и

без участия в нём родителей учеников обойтись нельзя. С помощью школы

родители должны видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать

результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах

людей, запрограммированных не на разрушение, а на создание, как личности самого

ребёнка, так и семьи своего ученика.

Обратимся

к реальным ситуациям. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке

было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к

дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с

ним даже не здоровайся!..»

В

школе педагоги объясняли матери, что нельзя убивать в девочке уважение к отцу.

На что мать в резкой форме отвечала:

-

Я сама знаю, что можно и что нет. Он – негодяй, и дочь должна знать это. Я её

мать, я её люблю, я одна сделаю. Её счастливой.

Ни

учителя, ни родительская общественность не могли убедить Иннину мать в том, что

она неправильно воспитывает дочь.

-

Инна – это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей… Я работаю

день и ночь…

И

на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для

уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не

знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по

музеям, смотрели фильмы, читали книги. Казалось, что не найти лучших друзей,

чем дочь и мать. Но это всё только казалось. Инна росла эгоистичной и не всегда

управляемой девочкой. В классе её не любили. Подтверждением непозволительного

поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать

прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы

воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» Женщина залилась слезами.

Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

-

Вас об этом предупреждали не один раз. Вам хотелось построить свой авторитет за

счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не

может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не

уважает».

Это

яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры)

воспитания.

Именно

в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят о том, что

ребёнок, с которым ещё совсем недавно были тёплые и откровенные отношения,

совершенно изменил своё отношение к семье.

В

первую очередь родители обвиняют самого ребёнка, не понимая того, что он

«сменил очки»: то, что ему раньше казалось смешным, понятным, повернулось

совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной»,

повседневной, из общения между членами исчезают доверие и искренность. Отец и

мать не подозревают, что «проглядели» душевное становление своего ребёнка.

Но

не всегда родители бывают педагогически слепыми. Немало таких отцов и матерей,

которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и

прислушиваются к их советам. В задачу педагога входит не только определение, но

и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности

таковы:

·        

жилищно-бытовая и материальная

обеспеченность семьи;

·        

культурный и образовательный уровень

родителей;

·        

морально-психологический климат в

семье;

·        

традиции и обычаи семьи;

·        

авторитет родителей в глазах детей;

·        

степень доверия детей родителям и

родителей детям в семье.

В

связи с этим педагогические погрешности родителей могут быть связаны с

определёнными причинами, среди которых главными являются следующие:

 неполная

семья;

·        

конфликтная атмосфера в семье;

·        

авторитарные методы воспитания;

·        

наличие сформировавшейся изначально

ложной точки зрения на воспитание ребёнка;

·        

излишняя порочная родительская

любовь или отсутствие любви как таковой;

·        

потеря авторитета родителей в глазах

собственных детей в связи с определённой ситуации и т.д.

Зная

воспитательный потенциал семьи педагог может и должен максимально помочь

родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребёнка. Для

этого необходимо:

1. Помочь

родителям осознать необходимость решения проблемы.

2. Доказательно

убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на

проблему.

3. Дать

конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.

4. Поддержать

родителей и ребёнка, помочь их поверить в возможность выхода их проблемной

ситуации.

5. Свести

к минимуму отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать

положительное влияние семьи на ребёнка.

Огромная

работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна

без взаимодействия с семьёй ученика. Классный руководитель должен направить

свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье,

которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель

должны понимать, что без соблюдения определённых нравственных норм невозможно

воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Организую

работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое

серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных

законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на

основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и

обычаи семьи.

Законы

семьи:

1.Каждый ребёнок, живущий в семье,

должен быть любим независимо ни от чего.

«Все

мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе

людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать

близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою

индивидуальность и неповторимость, своё особый характер, свои традиции». Джемс

Робсон.

2.Каждый ребёнок должен жить в

атмосфере искренности и доброты.

Если

ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе и

провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом

быть разоблачённым детской проницательностью.

3.Ребёнок должен иметь право на

разъяснение и рассуждение.

В.А.

Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному

человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную

окраску.

4.Исключение из правил организации

жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.

Надо

суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую

оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости

и доброты.

5.Закон понимания ребёнком слов

«можно», «надо», «нельзя».

В.А.

Сухомлинский считал: «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание

ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.

Воспитание

желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого,

решительного, чуткого и безжалостного».

6.Традиции и обычаи семьи должны

быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Чувства

не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними

переживаниями.

7.Родители должны демонстрировать

своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребёнок

должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность

в доме не свойственна членам семьи, что труд – это на наказание, а возможность

сделать свою жизнь лучше.

8.Закон культивирования в семье

положительных привычек.

Необходимо

исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребёнка:

чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды,

табака, алкоголя.

9.Создание условий для общения

ребёнка с нравственными людьми.

Взрослые,

которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать свой шаг,

чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.


10.Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Родителям

необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. Контролировать

проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные обычаи и

традиции, показывающие истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

Атмосфера

семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и

близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций

получает в семье ребенок. Тем лучше.

Только

преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием и

скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает

вокруг себя людей связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и

отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и

даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Недаром

А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

Хотелось

бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья».

«Жила-

была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в

этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы

скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья

была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор , ни

ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел

слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли

молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,

красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.

Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи,

расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял

лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в

грамоте.

Затем

передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.

Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ,

ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз

ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:

все?

-Да,-

ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав,

добавил: - И мира тоже.

«Главное

в воспитательной работе заключается в организации жизни семьи с пристальным

учётом мелочей» - говорил Антон Семёнович Макаренко.

 

 

 

Просмотров: 233


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст