«Глагол как часть речи»
Цели урока: 1) повторить основные сведения о морфологических признаках
глагола;
2) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности,
возвратности; 3) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для
описания действий.
Ход урока
І. Оргмомент. Слово
учителя.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- О какой части речи идёт речь?
Сегодня
на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки
глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
"Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен
приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать.
Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы
не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что
счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое,
молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу
порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной
Грамматике"(слайд №1)
(вопросы по слайду)
- Так о какой же части речи сегодня мы будем говорить? ( о глаголе)
Записываем тему урока.
-А вы знаете, по подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте
употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится
неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в
художественном стиле.
1.
Этап повторения изученного.
Я приготовила карточки с морфологическими признаками глагола, но они
перемешались с признаками других частей речи. Кто из вас может выйти и навести
порядок.
На доске: Спряжение, род, падеж, вид, возвратность-
невозвратность, число, лицо, склонение, время, наклонение, переходность-непереходность, степень
сравнения.
- А мы пока вспомним, что такое глагол? (самост часть речи)
Значение
Вопросы
Неопр форма
- Правильно ли составлена карта? Почему так расположили признаки?
- Как их нужно расположить? пост-непост пр.
- Почему вид, спряжение, возвратность, переходность называют постоянными
признаками? Чем они отличаются от непостоянных?
1.
На столе у вас лежит раздаточный материал
Приступаем к выполнению задания №1
Прочитайте задание, всё понятно? Выполняйте.
Видовые пары.
Определите вид глагола и образуйте видовую пару:
Завершать - расти - класть -
Вспахивать - строить - ловить -
Объединять - пить - говорить -
Посещать - учить - брать –
- как определить вид глагола?
- Вывод: при помощи чего образуется видовая пара? (суффикс, приставка,
другой корень)
4. Приступаем к выполнению задания №2
«Найди ошибку»
Ученик выполнил работу . Проверьте, правильно ли он вставил буквы? Выпишите
все глаголы, если необходимо, исправьте ошибки.
1. Ты вытира.и.шься полотенцем. --
2. Он отскоч.и.т в сторону. +
3. Они колыш.а.тся от ветра. –
4. Мы укро.е.мся под крышей. +
5. Он завис.и.т от родителей. +
6. Они раскрас.я.т плакаты. +
7. Ты не удерж.е.шься от слёз. –
8. Он брос.е.т камень. –
- Что нужно знать, чтобы исправить ошибки?
5. Возвратность.
- А теперь выделите в глаголах суффикс –ся. Как они называются?
Уколешься, колышутся, укроемся, не удержишься.
А какие глаголы называются возвратными? .
6. Приступаем к выполнению задания №3
Переходность.
Мы продолжаем с вами работать с предложениями из задания 2.
найдите и выпишите глаголы, которые имеют при себе существительные в Вин п
без предлога.
Расклеют плакаты, бросит камень.
- Как они называются? Почему?
7. Настало время немного отдохнуть
Физкультминутка.
Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в
этом шуточном стихотворении? (повелительного) А какие еще наклонения есть у
глагола?
8. Работа с учебником
- сколько наклонений в русском языке? Назовите их.
Что обозначает каждое наклонение? «наведите порядок» в данной записи,
соединив значение каждого наклонения с его названием.
Изъявительное наклонение |
Призыв (совет, приказ) совершить действие |
Условное наклонение |
Действие происходит, произойдёт, произошло на самом деле |
Повелительное наклонение |
Действие возможно, желательно |
- Приведите примеры глаголов в изъявительном, повелительном и условном
наклонении.
- Скажите, все ли морфологические признаки глагола мы повторили?
Поработаем с таблицей.
провести морф разбор глаголов. (по вариантам)
Глагол |
приехали |
нарисуй | ||
Инфинитив |
||||
Постоянные признаки |
Вид |
|||
Переходность |
||||
Возвратность |
||||
Спряжение |
||||
Непостоянные признаки |
Наклонение |
|||
Время |
||||
Число |
||||
Лицо |
||||
Род |
Взаимопроверка по слайду.
Творческая лаборатория «Употребление глагола в речи»
В начале урока я вам говорила об исследованиях учёных.
Представьте себе, что вы юные исследователи.
8. Приступайте к выполнению задания
-Прочитайте текст. Из какого произведения эти строки, кто их автор?
- Посчитайте, сколько в тексте сущ-х, прил-х, глаголов.
- На основе полученных данных сформулируйте вывод.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.
Поднатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- А вот что об этом пишут исследователи творчества Пушкина:
Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у
него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из
существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху
Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов –
поднялся, уперся, поднатужился, молвил, вышиб и вышел!
- Как автор описывает вьюгу? (весь отрывок полон движения, жизни, и
достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов. Создаются
звуковые образы: завывание ветра, плач ребёнка, шорох соломенной крыши, стук
кого-то в окошке)
-Вы не хуже языковедов справились с этой задачей.
- Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю, как обычно, составим
синквейн.
Кто помнит как он составляется?
6. Составление синквейна.
- имя сущ (тема)
- 2 прил (описание признаков)
- 3 глаг (характерные действия)
- фраза (выражающая личное отношение)
- синоним (слово-резюме)
Д.з.
7. Рефлексия.
А теперь давайте подведём итоги урока. Перед вами красивое цветочное поле.
Используя её, выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке.