Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Лесли Риис «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа», 3 класс. Цель: Ознакомление учащихся с творчеством Лесли Риис, австралийским писателем, который посветил свои рассказы экзотическим животным, а также с его произведением «Про Сарли, черепаху с Большого барьерного рифа». Задачи: 1. Обучать умению бегло читать, следить за читающим, составлять план рассказа. 2. Развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, мышление, умение слушать друг друга. 3. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение сострадать чужой боли, сопереживать героине рассказа. Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: схема кластера, таблица, учебник, иллюстрации. Технология: стратегии развития критического мышления через чтение и письмо. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. (Чтение мини-сочинений «Продолжение сказки Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»). 3. Знакомство с произведением «Чтение в бегущей строке»: - Предположите, кто герой рассказа? 1 Когда Сарли появилась на свет, шёл дождь. 2 Она была очень рада, когда выбралась, наконец, из плотной скорлупы. 3 Первые часы своей жизни Сарли провела в песке. 4 Сарли удалось избежать гибели в когтях птиц или клешнях крабов. 5 С наступлением темноты она поползла к морю. 6 Она добралась до чистой, прозрачной воды и уверенно поплыла… В кластер записываются варианты героя, которые называют дети. 4. Сообщение темы урока. - Что вы поняли из названия? Словарная работа: Барьер – препятствие, преграда для чего-нибудь. Риф – ряд подводных скал, выступающих из воды. - Что значит барьерный риф? 5. Сообщение об авторе. 6. Предположите, о чём этот рассказ? 7. «Чтение с остановкой»: (по ходу чтения и работы над текстом, заполняется таблица) № О чём говорится? Чему учит? I Сарли подросл Не пугайся неизвестного II Сарли в беде Нельзя мучить животных III Сарли на свободе Нельзя сдаваться и отчаиваться IV Новое испытание для Сарли.Человек должен беречь природу, а не вредить животным V Глупая шутка людей Нельзя ради любопытства мучить животных I часть – чтение цепочкой. Словарная работа: Фут – английская и старая русская мера длины, 30 см 48 мм Латы – в старину: металлическая одежда воина, защищающая туловище. Коралл – ярко-красный, розовый или белый камень Беседа по тексту: - Как изменилась Сарли? - Как вы думаете, с каким существом она повстречалась? - Почему Сарли решила, что это страшная встреча? Действительно ли она так ужасна? - Как мы можем назвать эту часть? Чему она нас учит? - Проверим наши догадки о том, с каким существом встретилась Сарли? II часть – жужжащее чтение. - Оправдались ли наши предположения? - Что давило на Сарли? - Чему радовались двуногие существа? - Как вы считаете, катание на черепахах – это спорт? Почему? - Почему Сарли охватил ужас? - Как назвать эту часть? Заполните таблицу. - Что произойдёт дальше с Сарли? Удастся ли ей избавиться от груза? III часть – чтение учителем. - Оправдались ли наши предположения? - Что вы чувствовали, читая часть? (тревогу). - Что испытывала Сарли? (страх, желание быстрее избавиться от двуногого существа). - Что чувствовало двуногое существо, которое сидело на Сарли? - Что испытала Сарли, когда, наконец, избавилась от своего мучителя? - Как вы думаете, вернётся ли сюда Сарли после того, что случилось? IV часть – чтение учеником. - Как долго Сарли не решалась вернуться на берег? - Какая опасность подстерегала её здесь? V часть – чтение про себя. - Правы ли мы были в своих ожиданиях? - Для чего люди перевернули Сарли? - Что почувствовала в это время Сарли? - Какие эти люди? - Что чувствовала Сарли, когда осталась на берегу одна? – Какова идея рассказа? «Мы в ответе за всё живое на планете» «Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта» 8. Рефлексия: эссе по группам. 1 группа: «Я – Сарли» 2 группа: «Я – человек» 3 группа: «Я – Солнце» 4 группа: «Я – автор» 9. Авторский стул. 10. Домашнее задание: прочитать продолжение рассказа (с. 151-154), нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. 11. Итог урока. - Что нового вы узнали на уроке? 12. Оценки. Вручение черепашек группам (самой активной, самой умной, самой сообразительной, самой дружной) |