Как
научиться читать книгу?
В настоящее
время много говорится
о необходимости обучать школьников работе с книгой.
Сам факт
постановки такой задачи свидетельствует о том, что в этой области далеко не все
благополучно. С этим неблагополучием сталкиваются учителя, родители,
библиотекари. Неумение работать с книгой обнаруживается у большинства
школьников, они не владеют никакими приемами и поэтому компенсируют это
неумение нагрузкой на память. Откуда же это неумение? Прежде всего потому, что
их этому никто не учит. Само же собой это умение формируется крайне редко.
Практика показывает, что в работе с текстом важно обратить внимание на
следующие моменты, о которых пойдет речь в э той статье. Читать можно
по-разному: можно не вдумываться в текст, многого не воспринимать, а можно
(нужно) читать — и не только видеть внешнюю сторону событий, но
и понимать их
взаимосвязь, психологическую и социальную обусловленность, понимать, в
чем автор хочет убедить нас. Уметь читать — значит наслаждаться чтением
художественного произведения, находить в нем отклик своим мыслям и чувствам,
видеть источник духовного и нравственного развития, открывать для себя мир
красоты, и прежде всего красоты человека. Уметь
читать — значит
понимать идейно- нравственные
позиции автора, вырабатывать свою точку зрения, иметь свои ответы на вопросы,
которые ставит книга. Многие старшеклассники — увы, читают плохо: медленно,
невыразительно, воспринимая не слова, а слоги.
И времени затрачивается
много, и неинтересно, а главное —
смысл прочитанного неправильно понимается и плохо усваивается. Не лучше обстоит
дело и с выразительностью, то есть с повышением и понижением голоса, логическим
ударением, соблюдением интонации (хотя бы в пределах знаков препинания).
Поэтому важно внимание учащихся обратить на способы чтения, которые помогут им
воспринимать текст. I. Способ углубленного чтения (его еще называют аналитическим,
комментированным) используется при чтении художественных произведений, научной
(учебной) литературы. Он учит работать с любым познавательным текстом,
самостоятельно приобретать знания. Углубленным способ называется потому,
что в процессе чтения осуществляется так называемое общее наблюдение над
содержанием прочитанного с целью научиться усваивать текст. Усвоить текст —
значит понять его и запомнить. Запомнить — это ясно: пересказал текст без
потерь — значит запомнил. А что такое «понять содержание текста»? — Трудоемкая
умственная работа по «изучению» смысла текста, требующая особых умений. Работа
эта протекает в три этапа. Первый этап: обдумывание заголовка текста. «О чем
пойдет в нем речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?» — ставя
перед собою (мысленно) эти вопросы,
вы психологически
подготавливаетесь к активному восприятию знаний. Второй этап: «диалог с
текстом». Настоящий читатель всегда активен, то есть является как бы участником
событий, о которых повествует текст: соглашается или спорит с автором, что-то одобряет, а
что-то осуждает в действиях, поступках, поведении героев — и всегда
неравнодушен, волнуется, сопереживает.
Возникают и вопросы,
и предположительные ответы, догадки,
первые впечатления от прочитанного, мнения и оценки, которые, кстати,
при дальнейшем чтении могут меняться. На этом этапе особенно важно осознать,
что в тексте понятно, а что непонятно; выделить все непонятные слова и
выражения, выяснить их
значение, СТАТЬИ ARTU.ORG 57 обращаясь
к словарям, справочникам, дополнительной литературе и тем
людям, которые могут дать разъяснения. Эти наблюдения можно фиксировать
(записывать) в процессе чтения. Как? Записать в тетради: — фамилию, инициалы
автора книги, брошюры, статьи, которую вы читаете; — полное название
произведения; — место и год издания. — непонятные слова и выражения
(оставляется место для последующего разъяснения); — замечания по поводу
прочитанного (кратко, например: «Согласен»; «Не ожидал!»; «Так не бывает»; «Да,
это справедливо» и др.); —
возникающие вопросы и
предварительные выводы. — краткий пересказ текста или главные, ключевые
мысли (положения) прочитанного своеобразный план (тезисы). — можно использовать
закладки в нужных местах. Закончив чтение текста, ученик должен поставить перед
собой вопрос: какие мысли показались вам наиболее важными, интересными,
полезными, какие — неубедительными, спорными?.. И почему? Попробовать также
полученные новые знания сопоставить с тем, что было ранее известно (по сходству
или различию), и тогда, возможно, появятся вопросы, на которые захочется
получить ответ. Это общее наблюдение. У него есть разновидность — целевое, т.
е. наблюдение какого-либо конкретного действующего лица
или группы персонажей, определенных событий или
положений... Целевое наблюдение осуществляется так же, как и общее. Только
одновременно с отбором фактов, положений, событий, деталей и прочего, что позволяет
высказать впечатления, суждения, оценки, вопросы в отношении цели наблюдения,
происходит группировка этого материала, т. е. его распределение по каким-то
общим признакам, позволяющим объединить по цели этот материал в отдельные группы.
Третий этап: важно задать самому себе контрольные вопросы по прочитанному и
ответить на них,— такие вопросы, которые можно ожидать от учителя (и которые
могут встретиться вам в учебнике). Способ углубленного чтения может показаться трудоемким,
медленным, громоздким. Это не совсем так. Пользуясь им систематически при
чтении программных художественных произведений
и критических статей можно: — постепенно научиться «обрабатывать»
материал в уме; — гораздо быстрее и прочнее усваивать его в сравнении с теми,
кто будет просто читать его несколько раз «для запоминания»; — кроме того,
способ углубленного чтения развивает ум, память, сообразительность, что, в свою
очередь, облегчает учебный труд; — да и техника чтения очень скоро улучшится. Практические
советы по технике чтения: — принять
удобную позу — свободную и спокойную. Не следует
торопиться, суетиться, напрягать зрение или щуриться; — в зависимости от
содержания текста темп чтения чередуется: одна часть читается медленно, другая
— побыстрее. Но при любом темпе не должно быть возвратного движения глаз (как
это бывает при слоговом чтении). Слово
или словосочетание прочитывается
не по частям, а схватывается целым. При быстром чтении совершенно необходимо охватывать
сразу большую группу слов (даже целые фразы
и абзацы) по
принципу «узнавания», «догадки».
Для этого в группе слов (во фразе, абзаце) следует, прежде всего, научиться
выделять опорные слова — те, по которым можно понять смысл и даже художественную
образность фразы (абзаца); — наконец, надо помнить: чтобы выполнить все требования углубленного
чтения, необходимы желание,
терпение и настойчивые тренировки.