Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»
Цель классного часа: знакомить детей с вредными последствиями
компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости;
Задачи классного часа:
Оформление: Написать на доске тему «Компьютер –
друг или враг?», прикрепить рисунок березы с изображениями контуров листьев,
желтые и зеленые листья березы – 50шт., цветные квадратики (4
цвета) – для распределения детей по группам, таблица «друг - враг»,
информация на тему «компьютер»- 4 вида, 4 светофора (отдельные круги),
листочки, фломастеры.
Ход классного часа.
I. Организационный момент
-
Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада нашей встречи!
Игра «Береза» (метод
вхождения в тему)
- Ребята, у нас на
доске рисунок березы, вам необходимо на контурах ее листочков написать ваши
ожидания от классного часа с правой стороны, а опасения с левой. Молодцы.
- А теперь берете
понравившийся вам квадратик и садитесь за тот стол где лежит такой же квадрат.
(таким образом делим на группы)
Беседа (слайд 1)
- Что такое компьютер?
- Компьютеры уже давно
проникли во все сферы нашего жизненного пространства. Они стоят и на работе, и
дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду. С одной стороны они сильно
облегчают нашу работу, а с другой стороны, малоподвижный образ жизни, приводит
к весьма неприятным последствиям. За удобства, скорость и комфорт мы вынуждены
платить здоровьем.
- Сегодня я предлагаю вам поговорить о компьютере, кто он нам друг или
враг. Это и будет темой нашего классного часа. (Слайд. Тема)
Инфо – карусель (Все учащиеся перед началом работы в группах
повторяют «Правила работы в группе» ) Говорим
вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг
друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко
высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
- Ребята я на каждую
парту раздаю информацию и таблицу, а ваша задача прочитать ее, выписать в
таблицу основные слова, выражающие смысл данного текста . Затем переходите за
другой стол к обработке новой информации. Так перейдете 4 раза и ваша таблица
будет заполнена- на всю работу 12 минут. (Учитель раздает
тексты и таблицы и координирет работу групп)
- Теперь, ребята, один
человек с группы читает 1 раздел, а остальные дополняют. ( так дети работают по
всем 4 разделам , учитель делает вывод вместе с ними.)
Вывод:
1623г. Первая
«считающая машина», созданная Уильямом Шикардом. Это довольно громоздкий аппарат
мог применять простые арифметические действия (сложение, вычитание) с
7-значными числами.
1956г. В США создан
первый компьютер на транзисторной основе и первый накопитель информации –
прототип винчестера – жёсткий диск.
1960г.
разработали первый модем.
1963г. изобретён
манипулятор – «мышь».
1990г. Рождение сети
Интернет. Intel представляет новый процессор. Скорость 27 миллионов операций в
секунду.
1999г. Выпуск новых
процессоров Pentium III.
2000-2003 гг. Жёсткая
конкурентная борьба между Intel и AMD, приведшая к созданию процессоров с
ужасающей скоростью 3200 МГц. Это привело и к росту оперативной памяти, объёму
жёстких дисков, видеокарт и т.д.
Светофор.
- Почему так поставлен
вопрос - «Друг или враг»?
Работа в группах по
таблице.
- Дать определение
слову – друг, враг (учитель записывает определения на доске)
Друг – человек,
который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с
которым интересно общаться.
Враг – человек,
который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого
возникают конфликты с близкими людьми.
Работа в группах
Дети из разрезанных
вариантов ответа выбирают правильные и приклеивают.
- Теперь каждая группа
прочитает 1 вариант ответа и доказывает, а другие если согласны поднимают –
зеленый круг, нет – красный, думаю, не знаю –желтый.
Предполагаемые ответы
друг |
враг |
|
1. Нагрузка на зрение 2. Стесненная поза 3. Излучение 4. Воздействие на психику 5. Вызывают агрессию 6. сужение круга интересов 7. уход от реальности 8. Трата денег |
Учитель поддерживает
сторону «за», дополняет список
Учитель поддерживает
сторону «против», дополняет список и подводит к понятию зависимости. Обсуждение
слайда
- Человечество с каждым днем становится все
более зависимым от Интернета. И если лет двадцать назад компьютер был признаком
высокого интеллекта его обладателей, то теперь благодаря ему мы практически
разучились писать ручкой. Мы стали зависимыми от машин, к сожалению, не только
материально, но и, что более важно, психологически.
Сеть INTERNET - она
мертва,
Но мне как жизнь она нужна
Тут легче все, тут можно жить
И без проблем тебя любить
Но снова я стою одна
В реальном мире - пустота
Опять заботы и дела,
В реально мире нет тебя...
Вчерашний день как будто сон
Вчера был ты, вчера был комп.
Опять забросив все дела,
Бегу к тебе, но нет тебя
В канале вновь кричит народ,
А ты мне словно кислород,
Тебя мне не хватает - жду
Приди скорей - или умру...
- Какие чувства
переживает автор стихотворения, какие проблемы испытывает?(психологическая зависимость, влюблённость)
Зависимость – это
подчинённость другим людям, предметам, веществам, чужой воле, чужой власти при
отсутствии самостоятельности, свободы. Зависимые люди, которые уходят от
проблем, усугубляют их и наносят вред своему здоровью, а так же благополучию
окружающих людей. Нарушение физического здоровья.
- А что делать, если
такая беда приключилась с человеком, он стал зависимым. Но он очень хочет
вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?(родители, близкие люди,
школьный психолог, телефон доверия)
(слайд 1) Мы так и не
пришли с вами к выводу кто же компьютер для человека - ?- Так как же решить
вопрос; «Компьютер – друг или враг»
Учитель: Подводя итоги, хочется предложить вам,
небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных
сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может
быть, вы сами, а может быть, ваши бабушки и дедушки, дяди и тети читали книги,
что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски
следующей. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас
«компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной
оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И
говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник... Затем пришла
эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение
заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед
экранами. «Телевидение, – писали американские научные издания, – это не просто
электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие
на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей.
Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым
другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). Как вы понимаете проблема
совсем не в компьютере, а в отношении к нему.
- Как вы понимаете
правильное отношение к компьютеру?
- Какие правила
пользования компьютером вы знаете?
Для того, чтобы
компьютер был другом и помощником нужно соблюдать правила пользования
компьютером.(слайд 4)
• Необходимо
правильно организовать освещение компьютерного стола.
• Следите за
исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное
искажение.
• Индивидуально
подобранные стол и стул позволят соблюдать оптимальное расстояние от экрана до
глаз (50-60 см).
• Не ставьте
компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране
способствуют утомлению глаз.
• Наиболее
вредной считается работа в Интернете.
• Поощряйте
использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается,
что это помогает расслаблять зрение.
• Необходимо,
чтобы ребенок каждые 15-20 минут делал перерывы – давал глазам отдохнуть,
делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения:
поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно
посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.
• Можно
подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере.
Спасибо за работу, я
желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.
А теперь, вернемся к
нашей березе – дети у которых оправдались ожидания и у кого не оправдались
опасения приклеивают на свои контуры зеленые листочки, а остальные желтые. (на
березе больше зеленых листьев)
- Ребята, посмотрите,
наша береза стала зеленой. Это значит наш классный час прошел с хорошим
результатом и он вам понравился. Правильно?
Спасибо за работу, я
желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.